Правописание о, е в
окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26)
Цель урока: Предметные:
- организовать
деятельность по изучению темы «Правописание о,е в окончаниях существительных
после шипящих»
- обеспечить закрепление полученных знаний
Личностные:
- помочь осознать личностную значимость учебного
материала
Метапредметные:
- содействовать развитию умений анализировать,
сравнивать.
-
содействовать развитию умений формулировать тему, проблему,
ставить цели, планировать свою деятельность.
- содействовать развитию умений общаться
- содействовать развитию диалогической и
монологической речи
- обеспечить развитие умений оценивания собственной деятельности;
Русский язык – язык,
созданный для поэзии,
он необычайно
богат и
примечателен
главным образом тонкостью оттенков.
Проспер Мериме
- Здравствуйте, ребята. Скажите, по каким признакам
можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением
вы сегодня пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на рабочем листе, в графе
«Настроение на начало урока», фигуру, рисунок, образ, который соответствует
вашему настроению.
- А теперь закроем глаза и подумаем о чём – нибудь
хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с
вами. Молодцы. Нет ничего краше улыбки. А теперь за работу. Вперёд за новыми
знаниями!
II. Постановка
проблемы. Определение целей и задач
урока.
Цель этапа:
- содействовать развитию умений формулировать
тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на
личностно-деятельностном уровне;
- мотивировать учащихся к определению темы урока.
- Ребята, обратите
внимание на эпиграф к уроку.
(чтение на рабочем листе и на слайде)
- И поэтому сегодняшний наш урок хочется начать со
стихотворения. Обратите внимание на текст, расположенный на проекторе, послушайте его, пожалуйста.
Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межой!*
(Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “Детство” из Акад. словаря русского языка).
- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом? (О весне).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостью, ее принесла с собой весна…).
- Обратите внимание на слово “межа”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (ДушОй, ландышЕй)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (Я выделю их цветным мелом).
- После каких согласных стоят эти буквы?
Вывод: Оба слова имена существительные, у обоих слов орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.
Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!
- Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос?
Решению этого вопроса и будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос?
- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: (дети говорят)
- познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
- научиться писать слова с данной орфограммой
- соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.
- Правильно, сегодня на
уроке мы должны
1) познакомиться с правилом
написания букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность
- Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока.
- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. ( имя существительное, окончание, шипящие)
- Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)
- Обратимся к стихотворению. Найдите в первом предложении существительные и назовите их. (Лес, ветви, рассвету, восход, весны, душой).
- Докажите на примере слова “весны”, что оно является именем существительным. (Ученик делает устно морфологический разбор слова “ весны”, употребляя тип речи рассуждение)
- Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в слове “весны”. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слово)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]).
- Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?
- Русский язык не только язык поэзии, но и язык мудрых изречений. А теперь обратите внимание на пословицу, записанную на доске:
Внимательно слушаешь – многому научишься.
- Как вы думаете, почему? (ответы детей)- Молодцы, ребята. Давайте будем следовать народной мудрости.
III. Разъяснение нового материала.
Цель этапа: - вызвать интерес к изучению темы
- пробудить любознательность
- учить сравнивать слова с однотипными орфограммами
- повторить тему «О-Е в корне имён существительных после шипящих»
- Переходим к изучению новых знаний. Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите самостоятельно, отметьте в них орфограмму, по которой их можно сгруппировать.
1. Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)
2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
3. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (крыжовник)
Деятельность учащихся: анализируют содержание загадок, делают вывод по результатам анализа загадок, формулируют ответы, аргументируя свою точку зрения. (Найти признак, по которому можно сгруппировать слова) (Ответ: буква О – Е после шипящей в корне слова)
- Посмотрите
внимательно на слова душОй,
ландышЕй. Ребята, оба слова являются существительными, у обоих слов -
орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является
условием выбора орфограммы?
3.1. Организация наблюдения. Упр. 206.
Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Обратимся за разъяснением к учебнику. Проведём наблюдение
над словами из упр. №206. (исключите лишнее слово, объясните свой выбор путём
доказательства через сложноподчинённое предложение) (Ударение).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
3.2. Обращение к теоретическому материалу на с. 143.
Цель этапа:
- содействовать развитию диалогической и монологической речи;
- познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих
и Ц в окончаниях существительных.
Работа с
параграфом учебника.- Откройте учебник на странице 222.
- Прочитайте вслух правило. Это орфограмма.
Технология изучения нового материала. Приём "Инсерт".
1
этап. Чтение теории. V – уже знал
+ -
новое
-
думал иначе
?
не понял, есть вопросы
2. этап. Заполнение таблицы.
3 этап. Обсуждение записи.
Технология
изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите
своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте
на вопрос: Почему же при совершенно
одинаковых условиях пишутся разные буквы?!
- Назовите условие выбора
написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?
- Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.
Обращаю ваше внимание на высказывание А.М.Леонтьева, расположенное на доске:
“Человек без памяти не был бы человеком. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего” А.М.Леонтьев.
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку.
Итак, с чего начнем?
1) часть речи.
2) часть слова – окончание. (Ученики ставят только ударение и вписывают два примера)
3) после шипящих и ц. (Из стих.: душОй, ландышЕй; ; обозначают орфограмму.)
4) под ударением – пишем О.
5) без ударения – Е.
- Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (три ученика объясняют написание слов “ кирпичОм, рощЕй”, продавцОм, пользуясь памяткой.
- Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е.
- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?
- Мы изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
Физкультминутка.
- Молодцы, ребята. А теперь чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!-----2 раз прочитать с убыстренным темпом
Дождик, дождик пуще -
Будет зелень гуще.
Только нас не замочи,
К нам в окошко не стучи!
IV. Усвоение нового материала.
Цель этапа: В каждом конкретном случае формировать
умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой..
- Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на
высказывание Льва Николаевича Толстого, записанное на доске: “Знание только
тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.- Эти слова очень важны для следующего момента урока – применения нового правила на практике.
- Ребята, обратите еще раз внимание на текст упр. № 207. Прочитайте задание к нему. Озвучьте план ваших действий. (выполняем с комментарием)
Цель этапа: закрепить умение пользования памяткой.
- научиться писать правильно слова с изучаемой орфограммой
- научиться графически обозначать орфограмму.
Задание личностно-ориентированного характера.
- Молодцы, ребята! А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно, как вы будете выбирать задание. Я напомню вам инструкцию, мы записывали ее в тетрадь для справок.
Инструкция.
- Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
- Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
- Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
- Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание?
- Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
- научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Задание№ 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».
(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).
Задание№ 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.
(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).
Задание№ 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму. Подберите к выделенному слову эпитеты.
(Еж…м, туч…й, шалаш…м, танц…м, грач…м, рощ...й). 1 вариант – туч…й; 2 вариант – рощ…й.
- Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.
- Давайте проверим правильность выполнения 1 задания. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Обозначьте орфограмму на месте пропусков. Кто желает выполнить задание, поднимите руку.
- Ребята, задайте дополнительный вопрос отвечающему.
- Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Молодцы.
- Кто допустил ошибки, исправьте их. Тетради я соберу, и работы ваши будут проверены.
- Давайте проверим правильность выполнения 2 задания. Кто прокомментирует мне с места ответ? Кто выполнил работу правильно, поднимите руки.
- А теперь задание №3.
- Напомните определение эпитета. Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке.
Итак, прочитайте образные определения к слову туча (золотистая, легкая, пышная); к слову роща (свежая, кудрявая, молодая).
- Молодцы, ребята. А теперь – последнее задание на сегодняшнем уроке.
VI. Закрепление полученных знаний на практике.
Цель этапа: - научатся работать с составленной памяткой
- поразмышляют над текстом
- закрепят полученную информацию
- Прежде чем мы приступим к последнему заданию, давайте повторим правило о написании букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Работа с памяткой.
- При каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква О; при каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква Е;
- Приведите примеры.
- Молодцы, ребята. Обратимся к текстам на рабочих листах. Внимательно слушаем задание.
Задание. Прочитайте текст, обозначьте орфограмму.
- Слушаем текст.
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
- Правильность выполнения мы проверим с помощью сигнальных карточек.
- Готовы, ребята?! Я читаю слова, а вы поднимете сигнальную карточку: На букву Е –желтая карточка, на букву О – зеленая.
- А сейчас проверьте правильность выполнения задания (Показываю напечатанные ответы).
- Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки?
- Молодцы, ребята, тетради я соберу, все работы проверю.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель этапа: - вспомнят цели урока
- осознают их достижение или недостижение.
- оценят собственную
деятельность;
- зафиксируют
неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы- Подведем итоги сегодняшнего урока. Обратимся к рубрике «Проверяем себя» на стр. 149 №3.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились? - Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Я благодарю всех за работу. Обратимся к рабочему листу, раздел «Оцени себя». Поставьте себе оценку в зависимости от вашего участия в ходе урока.
- Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно? Сделайте, пожалуйста, пометку в графе «Настроение после урока»
VIII. Инструкция домашнего задания.
Итак, ребята, домашнее задание. Как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)
Домашнее задание: п. 26, правило стр. 143, упр.208. Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по выполнению домашнего задания.
- Ребята, обратите внимание еще раз на эпиграф к уроку:
Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
Проспер Мериме.
Стихи рождаются не на бумаге.
Их родина – душа, и сердце – их приют.
Быть может, хватит вам отваги, сердечной щедрости…
И вдруг…
Придут стихи, нелепые, смешные, Пусть пара строк, зато свои…
Как первая весна, живые
О молодой весне и к ней любви.
- Ребята, попробуйте сочинить самостоятельно миниатюру на тему “Весна” или ответьте на вопрос «Почему в качестве ключевого слова сегодня на уроке слово «весна"
Комментариев нет:
Отправить комментарий