Оформление исследовательской работы школьника


Оформление исследовательской работы школьника.

К исследовательской работе школьника предъявляются такие же требования, что и к научной статье. Эти требования хорошо изложены в статье Е.А. Нинбурга «Технология научного исследования», ж. «Исследовательская работа школьников», 2007, № 2, с.36-47.

1.     Оформление:
1.1.          Текст должен легко читаться (быть напечатан).
1.2.          Титульный лист содержит указание на автора, название и год выполнения работы. Если работа выполнена к каком-либо кружке или лаборатории, то их нужно назвать, а также назвать учреждение, в котором они находятся.
1.3.          Украшать титульный лист и работу в целом не рекомендуется (свидетельствует о плохом вкусе).
1.4.          Язык должен быть предельно четким, точным и однозначным. При этом следует избегать излишней терминологии. Текст не должен выражать чувства и эмоции автора.
1.5.          Грамотность. Текст должен быть выверен.
1.6.          Названия глав должны быть обозначены одним шрифтом, при этом отличаться от основного текста; шрифт написания названий подглав должен отличаться от шрифта глав.
1.7.          Название работы должно отражать ее содержание, а не сужать его или расширять. Например, если изучалось обрастание раковин морского гребешка в Онежском заливе Белого моря, то название «Обрастание морских гребешков Белого моря» неверно и будет вводить читателя в заблуждение.

2.     Общий план работы должен соответствовать принятому в научной литературе стандарту и включать:
*    введение, в котором поставлена и обоснована цель работы;
*    описание материала и методики, которыми вы пользовались;
*    изложение полученных результатов;
*    их обсуждение;
*    окончательные выводы;
*    список литературы.

Теперь конкретно о каждом разделе, тем более что могут быть определенные вариации в выделении разделов.

Введение. Это первая глава работы, которая отвечает на вопрос: почему, зачем выполняется работа, какая в ней надобность. Здесь может содержаться обзор литературы по интересующей автора теме, который должен подвести читателя к нерешенным еще проблемам и указать, какой пробел в наших знаниях может восполнить данное исследование. Здесь же должна быть сформулирована цель работы.

Обзор литературы может быть выделен в отдельную главу.
Обязательные требования к обзору литературы:
1.     Текст излагается словами автора (а не фразами из статей и книг). Цитаты берутся дословно, в кавычках, с указанием статьи или книги, откуда они взяты.
2.     В обзоре литературы только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме и задаче исследования.

Формулировка цели:
1.     Цель должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах (как, например, «изучить поведение»).
2.     Цель не должна быть учебной, личной, интересной только для автора (например, «научиться выращивать цветы»).

Завершать введение нужно формулировкой задач работы.

Материал и методика. Подробное описание способов решения задач и достижения цели. Притом что должна быть подробность в описании выполнения работы (читатель должен ясно представлять весь ход исследования), не должна содержаться излишняя информация, не имеющая существенного значения, а значит и не влияющая на результат (например, «записываем в блокнот» и т.д.). Не нужно включать способы деятельности, которые не связаны с получением результатов.

Изложение результатов. Обработанное и осмысленное изложение результатов.
Кроме изложения полученных данных в таблицах, графиках и т.д., они должны быть описаны словесно со ссылками на таблицы и рисунки. Если в изложении используются термины, не известные всем потенциальным читателям, их нужно пояснять. Но избегать перегруженности терминологией.
В тексте должно быть видно, что взято из литературных источников, а что является результатом исследования автора.

Обсуждение результатов.
Анализ полученных результатов. Указать, какие новые факты, закономерности выявлены. Идти от общего к частному. Как полученные результаты согласуются с данными уже известных исследований, изложенных в литературе. Объяснение (или его попытка) полученных результатов. Выводы.
Выводы (Заключение). Сжатая форма того, что изложено в главе «Обсуждение результатов». Можно пронумеровать. Можно наметить направления дальнейших исследований, чтобы получить ответы на конкретные вопросы.
Список литературы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий