Оформление исследовательской работы
школьника.
К исследовательской работе школьника предъявляются
такие же требования, что и к научной статье. Эти требования хорошо изложены в
статье Е.А. Нинбурга «Технология научного исследования», ж. «Исследовательская работа
школьников», 2007, № 2, с.36-47.
1.
Оформление:
1.1.
Текст должен легко
читаться (быть напечатан).
1.2.
Титульный лист
содержит указание на автора, название и год выполнения работы. Если работа
выполнена к каком-либо кружке или лаборатории, то их нужно назвать, а также назвать
учреждение, в котором они находятся.
1.3.
Украшать
титульный лист и работу в целом не рекомендуется (свидетельствует о плохом
вкусе).
1.4.
Язык должен быть
предельно четким, точным и однозначным. При этом следует избегать излишней
терминологии. Текст не должен выражать чувства и эмоции автора.
1.5.
Грамотность.
Текст должен быть выверен.
1.6.
Названия глав
должны быть обозначены одним шрифтом, при этом отличаться от основного текста;
шрифт написания названий подглав должен отличаться от шрифта глав.
1.7.
Название работы
должно отражать ее содержание, а не сужать его или расширять. Например, если
изучалось обрастание раковин морского гребешка в Онежском заливе Белого моря,
то название «Обрастание морских гребешков Белого моря» неверно и будет вводить
читателя в заблуждение.
2. Общий план
работы должен соответствовать
принятому в научной литературе стандарту и включать:
Теперь конкретно о каждом
разделе, тем более что могут быть определенные вариации в выделении разделов.
Введение. Это первая глава работы, которая отвечает на вопрос:
почему, зачем выполняется работа, какая в ней надобность. Здесь может
содержаться обзор литературы по интересующей автора теме, который должен
подвести читателя к нерешенным еще проблемам и указать, какой пробел в наших
знаниях может восполнить данное исследование. Здесь же должна быть сформулирована
цель работы.
Обзор
литературы может быть выделен в отдельную главу.
Обязательные
требования к обзору литературы:
1. Текст излагается словами автора (а не фразами из статей
и книг). Цитаты берутся дословно, в кавычках, с указанием статьи или книги,
откуда они взяты.
2.
В обзоре
литературы только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме и задаче
исследования.
Формулировка
цели:
1. Цель должна быть сформулирована конкретно, а не в
общих словах (как, например, «изучить поведение»).
2. Цель не должна быть учебной, личной, интересной только
для автора (например, «научиться выращивать цветы»).
Завершать
введение нужно формулировкой задач работы.
Материал и методика. Подробное описание способов решения задач и достижения
цели. Притом что должна быть подробность в описании выполнения работы (читатель
должен ясно представлять весь ход исследования), не должна содержаться излишняя
информация, не имеющая существенного значения, а значит и не влияющая на
результат (например, «записываем в блокнот» и т.д.). Не нужно включать способы
деятельности, которые не связаны с получением результатов.
Изложение результатов. Обработанное и осмысленное изложение результатов.
Кроме
изложения полученных данных в таблицах, графиках и т.д., они должны быть
описаны словесно со ссылками на таблицы и рисунки. Если в изложении
используются термины, не известные всем потенциальным читателям, их нужно
пояснять. Но избегать перегруженности терминологией.
В
тексте должно быть видно, что взято из литературных источников, а что является
результатом исследования автора.
Обсуждение результатов.
Анализ
полученных результатов. Указать, какие новые факты, закономерности выявлены.
Идти от общего к частному. Как полученные результаты согласуются с данными уже
известных исследований, изложенных в литературе. Объяснение (или его попытка)
полученных результатов. Выводы.
Выводы (Заключение). Сжатая форма того, что изложено в главе «Обсуждение
результатов». Можно пронумеровать. Можно наметить направления дальнейших
исследований, чтобы получить ответы на конкретные вопросы.
Список литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий