Эссе "Моя педагогическая философия"


Моя педагогическая философия

Ухтверова Людмила Леонидовна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36
681003, Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда 57\6

 


                                                      Если учитель имеет только любовь к делу,
                                              он будет хороший учитель. Если учитель имеет
                                             только любовь к ученику, как отец, мать, - он  
                                             будет лучше того учителя, который прочёл все
                                            книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
                                            если учитель соединяет в себе любовь к делу и к
                                            ученикам, он – совершенный учитель.
                                                                                                Л.Н. Толстой
         Какого учителя можно считать истинным профессионалом? Того, кто глубоко владеет знанием преподаваемой науки? Да! Но почему  же так часто не могут состояться в качестве школьного учителя люди, наделённые самыми высокими степенями, званиями? Может быть, учитель – профессионал – это тот, кто умеет методично и строго добиваться от учеников немедленного  и точного исполнения всех предписанных правил и требований? Если так, тогда почему именно таких учителей чаще всего награждают недобрыми прозвищами и кличками?
            Все эти вопросы когда- то я задала себе. Я очень много думала над этим. Действительно, какими же качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать школьный учитель, чтобы быть мастером педагогического труда?
            В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Я хочу подчеркнуть, именно, «увлечение педагогической деятельностью», потому что только такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъёму общего культурного уровня. Именно о таком учителе, на мой взгляд, мечтает каждая школа, именно таким и должен быть каждый истинный педагог.
            Сегодня каждое учебное учреждение борется за ученика. Родителям и ученикам предоставлены широкие права  образовательного выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без физических и психологических перегрузок. А это, в первую очередь, зависит от уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности учителя.
            Каким же должен быть современный учитель? Конечно же, професионалом, любящим детей и в совершенстве владеющим психолого – педагогическим мастерством. Ему присущи инновационный стиль мышления и высокий морально-духовный облик, гражданская ответственность и социальная активность, хорошая социальная адаптация.
            В своей педагогической деятельности я придерживаюсь стиля – сотрудничество – мне проще строить отношения  с детьми на основе доверия.  Я стараюсь, чтобы ребята подарили мне своё доверие. Это очень важно, и, конечно, многое зависит от меня. Сумею ли сделать так, чтобы они без боязни выражали свои мысли в высказываниях на тему, в сочинениях, рецензиях? Сумею ли я разбудить эмоциональный мир ребёнка? Потому что мне хочется, чтобы каждый из школьников научился видеть мир образов во всей широте и многообразии, чтобы они видели красоту не только в звёздах на ночном небе, но и видели красоту их отражения в луже после дождя.
                        Человек устроен удивительно! В каждом заключён мир. Сколько же миров касаемся мы, учителя. Эти миры в постоянном движении, изменении, росте. Иногда как будто уже и надежду потеряешь  «разбудить» спящий мир ребёнка. И вдруг на удивление и радость, как волшебный цветок, сон, вспыхивает яркий интерес к работе. И увидишь удивление в глазах его: сам себе ещё не доверяет. Но вера в свои силы уже поднимается, крепнет, даёт ему счастье. Согласитесь, что сегодня не каждый ребёнок способен быть счастливым. Ребёнка надо научить, как быть созидателем своего счастья, а не полагаться на волю случая и плыть по течению складывающейся вне его воли судьбы, чтобы он активность направлял на достижение желаемого образа счастья. Потому что там, где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще, так утверждает немецкий философ Л. Фейербах.
            Моя педагогическая  концепция заключается в признании ребёнка как личности, в признании его индивидуального своеобразия, его права являть своё «Я» в условиях коммуникативной культуры и социокультурной образованности.  Для достижения этого мною и продумываются методы, приёмы: слово, дело, наблюдение, главное,- чтобы ребёнок проявил себя.  Для меня важно понять, как определённый вид деятельности воспринимается ребёнком, помогает ему самоутвердиться. Я убеждена: каждый ребёнок в душе – художник, поэт, писатель, очень точно подмечающий всё происходящее вокруг него. Они все для меня – таланты, звезды. Звёзды! И в моих силах сделать так, чтобы эти звёзды не гасли, а разгорались с новой силой. Важно создать для них обстановку раскрепощённости и доверия, и каждый ученик сможет проявить себя в деле.
            Мы, учителя, знаем, что для раскрытия таланта ребёнка иногда достаточно слов, таких простых и понятных: «Я так расстроена, что ты…», «Я горжусь вами…», «Я довольна тобой…», «Я счастлива, что ты…», «Не огорчайся, я предвижу твой успех…».
            Для меня в процессе общения с ребятами нет мелочей: будь то простое приветствие, диалог с ними, отношение ребёнка к работе, выставление оценки, комментарий. Приветливый тон, доверительная беседа, совместное сотворчество, искренность – вот арсенал моих взаимоотношений с детьми: «У нас всё получится…», «Давай сделаем вместе…», «Мне понадобится твоя помощь…», «Мне нужен ваш совет…».
            При каждом коллективно – творческом деле класса я чувствую себя режиссёром спектакля, в котором играют талантливые артисты. И пусть они пока общаются со мной не совсем профессиональным языком, они научатся, для этого и есть я,.. мы, учителя, чтобы формировать, в силу  своих возможностей, будущее общество, в котором должны жить незакомплексованные люди, умеющие думать, а самое главное, - уважать других и уметь просто любить.
            Я – учитель. Я – человек.
Нельзя сделать в жизни всё правильно. Но научить этому можно, важно только захотеть увидеть всех детей счастливыми. Теперь я могу с уверенностью ответить на вопрос, как найти путь к сердцу каждого ребёнка.
            От эмоций, через знания к творчеству – таков путь к сердцу ребёнка!
Учатся у тех,  кого любят.






   

Комментариев нет:

Отправить комментарий