Моя педагогическая философия
Ухтверова
Людмила Леонидовна
учитель
русского языка и литературы
Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36
681003,
Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда 57\6
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, - он
будет лучше того учителя, который прочёл все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к
ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Какого учителя можно считать истинным профессионалом?
Того, кто глубоко владеет знанием преподаваемой науки? Да! Но почему же так часто не могут состояться в качестве школьного
учителя люди, наделённые самыми высокими степенями, званиями? Может быть,
учитель – профессионал – это тот, кто умеет методично и строго добиваться от
учеников немедленного и точного
исполнения всех предписанных правил и требований? Если так, тогда почему именно
таких учителей чаще всего награждают недобрыми прозвищами и кличками?
Все эти вопросы когда- то я задала себе. Я очень много
думала над этим. Действительно, какими же качествами, знаниями, умениями,
навыками должен обладать школьный учитель, чтобы быть мастером педагогического
труда?
В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным
делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение
педагогической деятельностью. Я хочу подчеркнуть, именно, «увлечение
педагогической деятельностью», потому что только такому учителю свойственно
стремление к постоянному профессиональному росту, личностному
совершенствованию, подъёму общего культурного уровня. Именно о таком учителе,
на мой взгляд, мечтает каждая школа, именно таким и должен быть каждый истинный
педагог.
Сегодня каждое учебное учреждение борется за ученика.
Родителям и ученикам предоставлены широкие права образовательного выбора. И они придут туда,
где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без
физических и психологических перегрузок. А это, в первую очередь, зависит от
уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности
учителя.
Каким же должен быть современный учитель? Конечно же, професионалом,
любящим детей и в совершенстве владеющим психолого – педагогическим
мастерством. Ему присущи инновационный стиль мышления и высокий
морально-духовный облик, гражданская ответственность и социальная активность,
хорошая социальная адаптация.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь стиля
– сотрудничество – мне проще строить отношения
с детьми на основе доверия. Я
стараюсь, чтобы ребята подарили мне своё доверие. Это очень важно, и, конечно,
многое зависит от меня. Сумею ли сделать так, чтобы они без боязни выражали
свои мысли в высказываниях на тему, в сочинениях, рецензиях? Сумею ли я
разбудить эмоциональный мир ребёнка? Потому что мне хочется, чтобы каждый из
школьников научился видеть мир образов во всей широте и многообразии, чтобы они
видели красоту не только в звёздах на ночном небе, но и видели красоту их
отражения в луже после дождя.
Человек устроен удивительно! В каждом
заключён мир. Сколько же миров касаемся мы, учителя. Эти миры в постоянном
движении, изменении, росте. Иногда как будто уже и надежду потеряешь «разбудить» спящий мир ребёнка. И вдруг на
удивление и радость, как волшебный цветок, сон, вспыхивает яркий интерес к
работе. И увидишь удивление в глазах его: сам себе ещё не доверяет. Но вера в
свои силы уже поднимается, крепнет, даёт ему счастье. Согласитесь, что сегодня
не каждый ребёнок способен быть счастливым. Ребёнка надо научить, как быть
созидателем своего счастья, а не полагаться на волю случая и плыть по течению
складывающейся вне его воли судьбы, чтобы он активность направлял на достижение
желаемого образа счастья. Потому что там, где нет стремления к счастью, там нет
и стремления вообще, так утверждает немецкий философ Л. Фейербах.
Моя педагогическая
концепция заключается в признании ребёнка как личности, в признании его
индивидуального своеобразия, его права являть своё «Я» в условиях коммуникативной
культуры и социокультурной образованности.
Для достижения этого мною и продумываются методы, приёмы: слово, дело,
наблюдение, главное,- чтобы ребёнок проявил себя. Для меня важно понять, как определённый вид
деятельности воспринимается ребёнком, помогает ему самоутвердиться. Я убеждена:
каждый ребёнок в душе – художник, поэт, писатель, очень точно подмечающий всё
происходящее вокруг него. Они все для меня – таланты, звезды. Звёзды! И в моих
силах сделать так, чтобы эти звёзды не гасли, а разгорались с новой силой.
Важно создать для них обстановку раскрепощённости и доверия, и каждый ученик
сможет проявить себя в деле.
Мы, учителя, знаем, что для раскрытия таланта ребёнка
иногда достаточно слов, таких простых и понятных: «Я так расстроена, что ты…»,
«Я горжусь вами…», «Я довольна тобой…», «Я счастлива, что ты…», «Не огорчайся,
я предвижу твой успех…».
Для меня в процессе общения с ребятами нет мелочей: будь
то простое приветствие, диалог с ними, отношение ребёнка к работе, выставление
оценки, комментарий. Приветливый тон, доверительная беседа, совместное
сотворчество, искренность – вот арсенал моих взаимоотношений с детьми: «У нас
всё получится…», «Давай сделаем вместе…», «Мне понадобится твоя помощь…», «Мне
нужен ваш совет…».
При каждом коллективно – творческом деле класса я
чувствую себя режиссёром спектакля, в котором играют талантливые артисты. И
пусть они пока общаются со мной не совсем профессиональным языком, они
научатся, для этого и есть я,.. мы, учителя, чтобы формировать, в силу своих возможностей, будущее общество, в
котором должны жить незакомплексованные люди, умеющие думать, а самое главное,
- уважать других и уметь просто любить.
Я – учитель. Я – человек.
Нельзя сделать в жизни всё
правильно. Но научить этому можно, важно только захотеть увидеть всех детей
счастливыми. Теперь я могу с уверенностью ответить на вопрос, как найти путь к
сердцу каждого ребёнка.
От эмоций, через
знания к творчеству – таков путь к сердцу ребёнка!
Учатся у тех,
кого любят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий