Нравственное воспитание как основа феликсологического воспитания


Нравственное воспитание как основа феликсологического воспитания.

  
Счастливый учитель… Счастливый ученик…Не взаимосвязаны ли эти понятия? Наверно, связаны, и тесно переплетаются, потому что говорим об истинном учителе, а он, по моему мнению, несчастлив быть не может.
Какого учителя можно считать истинным профессионалом? Того, кто глубоко владеет знанием преподаваемой науки? Да! Но почему же так часто не могут состояться в качестве школьного учителя люди, наделённые самыми высокими степенями, званиями? Может быть, учитель – профессионал – это тот, кто умеет методично и строго добиваться от учеников немедленного и точного исполнения всех предписанных правил и требований? Если так, тогда почему именно таких учителей чаще всего награждают недобрыми прозвищами и кличками? Все эти вопросы когда- то я задала себе. Я очень много думала над этим. Действительно, какими же качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать школьный учитель, чтобы быть мастером педагогического труда?
В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что современным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Я хочу подчеркнуть, именно, «увлечение педагогической деятельностью», потому что только такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъёму общего культурного уровня. Именно о таком учителе, на мой взгляд, мечтает каждая школа, именно таким и должен быть каждый истинный педагог. Сегодня каждое учебное учреждение борется за ученика. Родителям и ученикам предоставлены широкие права образовательного выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без физических и психологических перегрузок. А это, в первую очередь, зависит от уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности учителя. Каким же должен быть современный учитель? Конечно же, професионалом, любящим детей и в совершенстве владеющим психолого – педагогическим мастерством. Ему присущи инновационный стиль мышления и высокий морально-духовный облик, гражданская ответственность и социальная активность, хорошая социальная адаптация.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь стиля – сотрудничество – мне проще строить отношения с детьми на основе доверия. Я стараюсь, чтобы ребята подарили мне своё доверие. Это очень важно, и, конечно, многое зависит от меня. Сумею ли сделать так, чтобы они без боязни выражали свои мысли в высказываниях на тему, в сочинениях, рецензиях? Сумею ли я разбудить эмоциональный мир ребёнка? Потому что мне хочется, чтобы каждый из школьников научился видеть мир образов во всей широте и многообразии, чтобы они видели красоту не только в звёздах на ночном небе, но и видели красоту их отражения в луже после дождя.                                                                                                                        Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.  Хочется подчеркнуть: счастливый учитель, потому как невозможно воспитать счастливого человека, когда перед глазами всегда видишь образец «как жить нельзя». Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.  Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Пусть это будет незначительный успех, но это успех, а значит – счастье, радость достижения. Я стремлюсь сделать так, чтобы эту радость испытали как можно больше ребят. Как это сделать? Есть масса конкурсов различного уровня, где мы с ребятами принимаем участие: одним из них является всероссийский конкурс «Школу будущего строим вместе», где приняло участие из класса, где я классный руководитель, из 20 детей – 18 человек. Кто участвовал в конкурсе фотографий, кто писал сочинение, кто делал мультимедийные проекты, всем нашлось задание. Главное – успех. Победное место, правда, было только одно: II место, но грамоты получили все, и порадовались все. Я  призываю своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо  решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.                                                                                                                                                                  Я стараюсь заметить любой успех учащегося, для этой цели существует персональный классный сайт, где помещаю фото, благодарю за труд, успехи отмечаю, и просто то, что они у меня есть. Потому  как, человек устроен удивительно! В каждом заключён мир. Сколько же миров касаемся мы, учителя. Эти миры в постоянном движении, изменении, росте. Иногда как будто уже и надежду потеряешь «разбудить» спящий мир ребёнка. И вдруг на удивление и радость, как волшебный цветок, сон, вспыхивает яркий интерес к работе. И увидишь удивление в глазах его: сам себе ещё не доверяет. Но вера в свои силы уже поднимается, крепнет, даёт ему счастье. Согласитесь, что сегодня не каждый ребёнок способен быть счастливым. Ребёнка надо научить, как быть созидателем своего счастья, а не полагаться на волю случая и плыть по течению складывающейся вне его воли судьбы, чтобы он активность направлял на достижение желаемого образа счастья. Потому что там, где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще, так утверждает немецкий философ Л. Фейербах. Моя педагогическая концепция заключается в признании ребёнка как личности, в признании его индивидуального своеобразия, его права являть своё «Я» в условиях коммуникативной культуры и социокультурной образованности. Для достижения этого мною и продумываются методы, приёмы: слово, дело, наблюдение, главное,- чтобы ребёнок проявил себя. Для меня важно понять, как определённый вид деятельности воспринимается ребёнком, помогает ему самоутвердиться. Я убеждена: каждый ребёнок в душе – художник, поэт, писатель, очень точно подмечающий всё происходящее вокруг него. Они все для меня – таланты, звезды. Звёзды! И в моих силах сделать так, чтобы эти звёзды не гасли, а разгорались с новой силой. Важно создать для них обстановку раскрепощённости и доверия, и каждый ученик сможет проявить себя в деле. Мы, учителя, знаем, что для раскрытия таланта ребёнка иногда достаточно слов, таких простых и понятных: «Я так расстроена, что ты…», «Я горжусь вами…», «Я довольна тобой…», «Я счастлива, что ты…», «Не огорчайся, я предвижу твой успех…». Для меня в процессе общения с ребятами нет мелочей: будь то простое приветствие, диалог с ними, отношение ребёнка к работе, выставление оценки, комментарий. Приветливый тон, доверительная беседа, совместное сотворчество, искренность – вот арсенал моих взаимоотношений с детьми: «У нас всё получится…», «Давай сделаем вместе…», «Мне понадобится твоя помощь…», «Мне нужен ваш совет…». При каждом коллективно – творческом деле класса я чувствую себя режиссёром спектакля, в котором играют талантливые артисты. И пусть они пока общаются со мной не совсем профессиональным языком, они научатся, для этого и есть я,.. мы, учителя, чтобы формировать, в силу своих возможностей, будущее общество, в котором должны жить незакомплексованные люди, умеющие думать, а самое главное, - уважать других и уметь просто любить. Я – учитель. Я – человек. Нельзя сделать в жизни всё правильно. Но научить этому можно, важно только захотеть увидеть всех детей счастливыми. Теперь я могу с уверенностью ответить на вопрос, как найти путь к сердцу каждого ребёнка. От эмоций, через знания к творчеству – таков путь к сердцу ребёнка! Учатся у тех, кого любят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий