Развитие творческого мышления учащихся через использование исследовательской деятельности.
Л.Л. Ухтверова
Мастер – класс
Не существует
сколько-нибудь
достоверных тестов на
одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В начале XXI века общество (как в нашей
стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и
перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее
развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации
исследовательской деятельности учащихся, что является одной из важнейших
предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Школьник
должен видеть цель, ради которой он прилагает усилия, и понимать, что эта цель
того стоит. Но этого мало. Ему надо постоянно ощущать себя непосредственным
участником великого дела. (1-14). Поэтому миссия должна раскладываться на
множество достойных и посильных дел здесь и сейчас, каждое из которых не
утрачивает своего великого смысла. Когда индивидуальные смыслы жизни
формируются на основе достойных дел с великими целями, молодой человек
выстраивает проспект собственной судьбы на основе великих смыслов. Тогда и
учёба становится условием успешного достижения больших целей.
Традиционное обучение уделяет
внимание больше поведению учащегося, чем его мышлению, и потому ребенок познает
не столько предмет, сколько то, как ему следует вести себя, привыкает держать
свои мысли при себе.
Зачастую способность мыслить вступает в противоречие с
подобным внешним обучением, становится враждебным ему. Подводя итог
вышеизложенному, можно сказать, что важнейшее значение школы состоит в том,
чтобы помочь ребенку заглянуть в себя и определить набор ценностей, согласующийся
с его неповторимой человеческой сущностью. (Плющ А.В.)
Ученый,
познавая мир, формирует новые знания, а затем передает их обществу через
научные публикации, доклады, отчеты. Учащиеся, в отличии от ученых, в ходе
исследовательской деятельности познает выработанные человеком знания. Он не
получает объективно новый результат в науке, не производит новое знание, но
полученная в результате научно-исследовательской деятельности новая информация,
становится для него новой и личностно значимой. Главным смыслом исследования в
сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его
главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно
нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной
целью является производство новых знаний, то в образовании цель
исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности, развитии
способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых
знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно
значимыми для конкретного учащегося).
Творчество - самый мощный
импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке.
Но сами дети не ощущают в себе
присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в
маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если
это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот
человек поглощён полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю
мир…» Русский язык и литература-
это интересно. Вот тезис, который привлекает каждого учителя словесника, но требует для своей реализации
немало усилий в современной школьной жизни.
Слайд №1
Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние, не
сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд - наивысшая
радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.
Почему я отдаю предпочтение исследовательской деятельности? Потому
что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как
познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь
востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых
методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой
темы. (2 - 86)
В школьной практике используется два вида
исследовательской деятельности: (слайд № 2)
1. научно-исследовательская, в результате которой мы
получаем новое знание об окружающем мире,
2. учебно-исследовательская, которая учит
универсальному способу получения знаний. Это деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческо-поисковой задачи с заранее неизвестным решением,
соответствующая процедуре проведения научного исследования. Цель
учебно-исследовательской деятельности – переоткрытие известных знаний В любом
случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный
план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем
исследования.
Формирование исследовательской позиции
учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо
подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
(слай №
3)
Одним из условий, позволяющих
воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является
развитие потребности в поисковой активности. 3 - 68) Первоначальным этапом
готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и
желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе
использовать на уроках все способы научного познания:
(слайд № 4)
·
сравнение и сопоставление,
·
анализ и синтез,
·
обобщение и конкретизацию, постоянно
поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием
для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения
является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей
во времени.
Этапы
выполнения научно (учебно)-исследовательской работы
Выполнять работу качественно и продуктивно лучше
группе. Всегда необходимо помнить, что коллектив – это разноуровневые знания и
умения, это различные точки зрения.
Перед началом работы над проектом, исследовательской
работой предлагаете тренинг «Пластилин». Группа учащихся, сформированная на
уроке или постоянная группа, из единого куска пластилина лепит (все вместе,
взявшись руками за пластилин) фигуру, предложенную учителем (это может быть
образ урока, птица Счастья, Удачи, Успеха, Настроения). Обязательное условие:
во время работы учащиеся не общаются.
Совместная деятельность в процессе осуществления
упражнения «Пластилин» позволяет смоделировать ситуацию решения проблемных
задач создавшейся группой. В результате выполнения задания сделан вывод, где
залог успеха – стратегия компромисса. На данном этапе осуществляется развитие
креативности, стратегии поведения в группе для достижения успеха.
Тренинг
«Пластилин» (Слайд № 5 с фото)
(Слайд №
6) «Настроение до мастер-класса»
В это время – выяснение настроения группы
мастер-класса.
(слайд № 7)
Этапы
выполнения научно (учебно)-исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию ( 5 –
144)
1. выбор темы (она
должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по
проблеме исследования
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна
из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в
таблицу, представленную ниже)
|
Название источника
|
Основные тезисы,
проблемы
|
Комментарии
|
|
|
|
|
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо явлений), цели (то,
к чему надо стремиться) и задач (то,
что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
наблюдение – активный познавательный
процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
сравнение – установление сходства и различий
предметов, явлений, процессов;
измерение – процедура определения численного
значения некоторой величины посредством измерения;
эксперимент – воспроизведение определённых
сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
абстрагирование – отвлечение от несущественного,
выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ – изучение каждого элемента
явления как части целого;
синтез – соединение элементов изучаемого
объекта в единое целое;
моделирование – построение и изучение моделей
реально существующих предметов, явлений, процессов;
обобщение – нахождение в многообразии
предметов нечто общее;
прогнозирование – разработка вероятных суждений о
состоянии какого-либо явления в будущем;
анкетирование – опрос с целью уточнения данных
массовой статистики.
Можно начать работу с проведения микроисследования.
Практикум
№1 «Интересы» (слайд № 8)
Выбор метода исследования зависит от возрастной
категории, а главное – насколько сформировано умение учащихся работать по
выбранному методу, знать для чего он
необходим. Потому как учить работать определённым методом надо научить. Сделать это можно и в урочной деятельности.
Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, на
несколько несложных вопросов. Итогом опроса станет исследовательский проект
«Интересы педагогического коллектива». В урочной деятельности анкетированный опрос позволяет смоделировать
ролевую игру. Самое главное – это соответствие этой работы нормам и ценностям
научного сообщества, направленность на обучение, развитие и воспитание.
1.
Если бы у Вас
не было никаких ограничений, чем бы вы хотели заниматься в свободное время?
2.
какую
литературу Вы читаете?
3.
Какой вид
отдыха Вам нравится?
4.
Какие
телевизионные программы Вы смотрите?
5.
Работа в
школе для меня ….
6.
Какой бы
вопрос Вы хотели обсудить, если бы у Вас было время?
7.
Опишите
что-либо, являющееся, по вашему мнению, самым значимым Вашим вкладом в
преподавание?
(Слайд №
9 ) Задание группам: исследовать
1.
Личные
интересы слушателей.
2.
Профессиональные
интересы слушателей.
Для этого
необходимо:
·
Собрать как
можно больше информации по теме
исследования. Можно использовать данные
опросника.
·
Представить
полученные результаты в виде схем, таблиц, графиков.
·
Озвучить
результаты, проведённого исследования.
·
(в урочной
деятельности это может быть: исследование по теме урока: «Современны ли сегодня
произведения Салтыкова-Щедрина?», «Какие буквы продуктивнее в русском языке:
согласные или гласные?»)
Тренинг с составом педагогов, кто не вошёл в группы участников.
·
Мини -исследование по теме «Какие буквы
продуктивнее в русском языке: согласные или гласные?»)
Представление результатов исследования «Интересы»
- Как Вы думаете, когда исследователь становится
учёным? Только тогда, когда доводит до внимания слушателей полученные им новые
знания. Мы, как настоящие учёные подготовим свой доклад.
(Слайд№ 10)
Практикум
№2 «Планирование учебного исследования: формулировка темы учебного исследования»
Оборудование:
листы бумаги формата А4, карточки с надписями «Этап подготовки», «Практический
этап», «Этап оформления», клей, фломастеры.
Слушатели получают
карточки с названием этапов проведения учебного исследования. Каждой группе
необходимо предложить план работы на каждом этапе проведения исследования. В
каждой группе выбирается секретарь, который будет фиксировать предложенные идеи.
План работы группы «Этап подготовки»:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
План
работы группы «Этап оформления»:
1. написание основной части работы, её введения и
заключения:
2. определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение,
библиографический список, приложение);
3. выбор стиля
и языка исследования;
4. написание выводов;
5. составление заключения.
6. составление списка
литературы;
7. составление списка
иллюстраций;
8. составление приложений;
9. оформление титульного листа.
(слайд №11)
Самое
сложное, на мой взгляд, научить ребёнка сформулировать тему исследования. Но
для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую хотелось бы разрешить. Она то и подскажет, как
сформулировать тему исследования. (слай № 12)
Затем
определяем объект исследования, то
есть предметы, на которых будет сосредоточено внимание
исследователя или то, на что направлено внимание исследователя.
Затем
определяем предмет исследования –
конкретные особенности внутри объекта.
Заслушивание
ответов рабочих групп «Планирование учебного
исследования: формулировка темы учебного исследования»
Вывод:
обращаю Ваше внимание, что самое сложное – это найти проблему и определить
тему.
Работа групп по рабочему листу
«Формулировка темы исследования»
(Определить педагогические проблемы
в сказках «Гуси – лебеди», «Теремок»)
Рабочий лист № 1 к занятию
Формулировка темы учебного
исследования.
Русская
народная сказка «Теремок»
Задание
1. Определить образовательный потенциал
русской народной сказки «Теремок».
Желаемое (должно быть)……, но (а)
реальная ситуация…….
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Выявите педагогические проблемы сказки.
Проблема – это
затруднение, отсутствие чего-либо, недостаток. Это область расхождения между
требуемым и желаемым. Может начинаться словами: отсутствие, недостаток, низкий
уровень, …
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Определите объект и предмет вашего исследования.
Объект – это
то, на что направлено внимание исследователя.
Предмет – что
именно в объекте мы изучаем, какую его сторону.
------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сформулируйте тему исследовательской работы
(из 2-х частей: предмет\ объект)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочий лист № 2 к занятию
Формулировка темы учебного
исследования.
Русская
народная сказка «Гуси – лебеди»
Задание
4. найдите противоречия в поведении и
воспитании дочки.
Желаемое (должно быть)……, но (а)
реальная ситуация…….
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Выявите педагогические проблемы, имеющиеся у девочки.
Проблема – это
затруднение, отсутствие чего-либо, недостаток. Это область расхождения между
требуемым и желаемым. Может начинаться словами: отсутствие, недостаток, низкий
уровень, …
---------------------------------------------------------------------------------------------
6. Определите объект и предмет вашего исследования.
Объект – это
то, на что направлено внимание исследователя.
Предмет – что
именно в объекте мы изучаем, какую его сторону.
-
--------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сформулируйте тему исследовательской работы
(из 2-х частей: предмет\ объект)
------------------------------------------------------------------
В научно (учебно)-исследовательской работе по
русскому языку используются лингвистические методы исследования:
(слайд № 13)
словообразовательный анализ;
семантический анализ;
стилистический анализ;
описательный метод – описание
фактов, предметов, явлений;
лингвистический анализ художественного текста – выявление и
объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении
и употреблении;
сравнительно-исторический метод – выявление
неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных
языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
экспериментальный метод – наблюдение
и различные виды анкетирования.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде
текста.
Ученик овладевает этими
умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу. (4
– 150)
Важным для будущих ребят–исследователей
оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать
необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически
распределять имеющиеся данные.
От класса к классу у школьников
развивается вербальное мышление, дети учатся составлять разные типы конспектов
(селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы
рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся
пользоваться разными видами чтения.
Развитие речевых способностей учащихся
(как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.
На уроках развития речи большое внимание
уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию
связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст.
Работая с анализом текста, школьник учится
добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле.
Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника,
выстраивать свое высказывание. (Работа по УМК С.Меркина).
(слайд №14)
Исследовательская
работа «Анализ образа через эмоциональную лексику» на примере рассказа И.С.
Тургенева «Му-Му»
Планируя уроки русского языка в старших
классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают
творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного
общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская
работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).
(слайд № 15)
2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Литературные места Подмосковья. Виртуальная экскурсия в Мураново». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.
- ролевые игры. Тема: «Путешествие в мир басен И.А. Крылова» (5 класс)
- творческие проекты. Тема: «Литературные места Подмосковья. Виртуальная экскурсия в Мураново». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.
- ролевые игры. Тема: «Путешествие в мир басен И.А. Крылова» (5 класс)
3. Словарная работа.
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
4. Работа над выразительным чтением.
- логическое ударение на ключевые слова.
- логическое ударение на ключевые слова.
5. Выразительный пересказ.
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
Представление
результатов исследования по рабочим листам.
(слайд 16) Результативность моей работы:
5 победителей Всероссийского конкурса
научно – исследовательских работ «Первые шаги», 2008 год – Кандалей Дмитрий, уч-ся 9 А –
диплом 1 степени
2009 год - Кандалей Дмитрий – высшая
награда конкурса «Медаль Эвариста Галуа»
Моцная Настя- диплом 1 степени
Новикова Настя, Бескровная Валерия –
диплом 2 степени.
1 победитель заочного конкурса
научно-исследовательских работ старшеклассников «Школьный вектор развития
Хабаровского Края – 2009» - Кандалей
Дмитрий уч-ся 11 А класса
4 участника 9 –ой городской научно- практической студенческой
конференции «Молодёжь. Наука. Творчество», 2 участника Всероссийского конкурса
«Великие Заступники», 2 участника городского конкурса «Рождественские чтения»,
4 участника Международного литературного конкурса «Лицо России».
Библиографический
список:
1.
«Исследовательская
работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический
журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной
индекс — 81415.
2.
Борзенко В. И.,
Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы
к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской
деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
3.
Гурвич Е. М. Исследовательская
деятельность детей как механизм формирования представлений
о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования
ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
4.
Демин И. С. Применение
информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности //
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001. С. 144-150.
5.
Леонтович А. В. Исследовательская
деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,
№ 10, 1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий