А. С. Пушкин.
«Дубровский». Основной конфликт
произведения. Образ
Владимира Дубровского.
Цели:
Образовательная:
познакомить с понятием
«конфликт», « внутренний конфликт», показать внутреннюю противоречивость
Владимира Дубровского, продолжить анализ
характера литературного
персонажа.
Развивающая: Совершенствовать формирование системы представлений, ценностных ориентаций, обеспечивающих учащихся возможностью жить в качестве
полноправного члена общества, развитие творческих способностей
учащихся.
Воспитательная: воспитание
нравственных качеств, направленных на достижение высоких жизненных целей.
Метод: коллективная работа учителя с классом, тренинг.
Ход
урока:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кем – то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
План:
1. Анализ сцены, дающей движение сюжету.
2. Словарная работа.
3. Тренинг «Театр», «Ассоциации».
4. Основной конфликт произведения.
· Словарная работа:
Конфликт – это
столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей
или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и
группой, несколькими группами.
Конфликт – не
прихоть и не признак плохого воспитания.
Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения.
Внутренний
конфликт-борьба между чувством и долгом - важный
способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого
характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет
из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная
в образе.
- Как вы думаете, правдиво
ли, жизнеподобно изображает Пушкин события в романе «Дубровский»?
- В
чем же проявляется эта правдивость, реалистичность?
- Какие характеры мы можем назвать
реалистическими? Сегодня
мы сосредоточим внимание на главном
герое романа. Кого вы считаете главным героем? Почему?
-
Какое событие в романе даёт движение сюжету? ( эпизод на псарне Троекурова)
- Что происходит между Дубровским и Троекуровым? ( они
вступают в конфликтные отношения
друг с другом)
- Что же такое «конфликт»? Как вы понимаете это понятие?
· Немецкий филолог, языковед Вильгельм Гумбольдт
отметил, что для человека нет ничего более интересного, чем люди. Мы ежедневно
общаемся с людьми, взаимодействуем с ними и пытаемся сделать выводы о поведении
окружающих. Человек до сих пор остаётся самой сложной и неопознанной загадкой,
а значит, поговорка «чужая душа – потёмки» ещё долго останется актуальной. Мы
разные, и при несовместимости характеров
наступает конфликт. Так что же такое
«конфликт»? Научное определение конфликта: конфликт
– это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений,
потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми,
человеком и группой, несколькими
группами.
Конфликт – не
прихоть и не признак плохого воспитания.
Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения.
Конфликт возник потому, что в твоих отношениях с другим человеком появилось
разногласие, а может быть, - противоречие. Возможно, вы оба претендуете на роль
лидера в группе или внимание и дружбу одного человека. Или ваши взгляды на то,
как нужно поступить в конкретной ситуации, оказались диаметрально различными.
- Ребята, сейчас мы попытаемся с
вами поработать с конфликтом. Лучше,
если мы будем работать с конфликтом, актуальным для нас. Выбираем вариант:
- это конфликт с родителями;
- это конфликт с учителем;
- это конфликт со сверстником.
Для
этого мы проведём тренинг «Театр». (см. приложение)
- От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. Однако
это трудно. Нужно думать, объективно оценивать свои и чужие поступки, искать
первопричину… А как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные
эмоции?
- Какой вид конфликта мы определим между Дубровским и Троекуровым? (Конфликт
между двумя людьми).
-
Была ли возможность разрешить этот конфликт?
-
Ребята, сейчас мы с вами проведём тренинг
«Ассоциации» (см. приложение), дающий возможность предотвращать конфликтную ситуацию, не давать
возможности разгораться негативным эмоциям.
Вопрос к участникам
тренинга:
-Для чего мы делали этот тренинг?
-Важно отметить, что ассоциации были
выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом
«конфликт». Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо
прислушаться к своему эмоциональному состоянию и дать своим чувствам остыть,
поразмышлять о причинах конфликта.
- Вернёмся
к действующим лицам романа А.С.Пушкина.
- Что происходит очень важное в эпизоде ссоры двух господ с Владимиром Дубровским. (Он
становится разбойником.)
- Вспомните, что мы
говорили на прошлых уроках о дворянской чести, об отношении
Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир
Дубровский - истинный дворянин? (Можем, он защищает честь своего рода)
- Что же заставило Владимира - родовитого
дворянина - стать разбойником, войти в
шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и
просто разбойники с большой дороги? (Месть
за отца.)
- Давайте разберемся: месть - это
благородное чувство? Как мы определяли это раньше? (Месть - это
зло.)
- Зло и благородство
совместимы? (нет)
- Понял ли Дубровский, что благородному дворянину не к
лицу разбойничество, злобная месть?
лицу разбойничество, злобная месть?
-
Кто помог Владимиру это понять? (Маша.)
- Как Маша дала понять, каким
должен быть истинный дворянин? (Она не пошла с Дубровским
,когда вышла замуж за князя, осталась с
мужем, верна долгу.)
Значит, пока Владимир мстил Троекурову,
возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим
собой - конфликт был внутри его души, он
разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником,
который приносил неприятности не только Троекурову - даже не столько ему, -
сколько многим другим помещикам,
вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.
(Рассмотрение понятия «внутренний конфликт») (см. «Словарная
работа»)
П.
Анализ литературного персонажа.
Учитель: Давайте внимательно
рассмотрим характер Владимира Дубровского.
-
Что мы знаем о его детстве и юности?
- Автор показывает его в детстве и юности или
рассказывает об этом?
- Зачем же об этом рассказывать, ведь это остается за
рамками романа? (В детстве и юности формируется характер, закладываются
его основные черты.)
- Какой же характер сформировался у
Владимира Дубровского? Что повлияло на него, каким он предстает перед нами ?
- Развивается ли его характер дальше в романе или
остается неизменным? (Развивается, возникают внутренние
противоречия).
-
Что придется преодолеть Владимиру в своем характере, чтобы остаться достойным дворянином?
- А чего ему, по-вашему, не надо
преодолевать, какие качества Владимира вам нравятся?
-
Он их проявляет в поступках, в действиях, или автор об этом рассказывает?
- Дает ли автор портрет Владимира
Дубровского? Это портрет какого Дубровского? Почему Пушкин дает портрет
Дубровского-разбойника, а не молодого человека, приехавшего из Петербурга?
Прочтите описание портрета Дубровского. (Учащиеся
читают отрывок из текста).
- Посмотрите
внимательно, дает ли этот портрет индивидуальное представление о характере
Дубровского или это описание — ирония
автора?
- Почему Пушкин не придает особого значения описанию
внешности
героя? (Конфликт внутренний, поэтому важны мысли и поступки героя, а не его внешность).
- Какие еще средства характеристики
литературного героя вы знаете?
Найдите в тексте слова, выражающие оценку героя
другими персонажами.
- Дает ли сам автор оценку своему герою? Найдите
авторскую оценку в тексте.
Итак, делаем вывод: в образе Владимира Дубровского Пушкин воплотил
свое представление об истинном дворянине - положительном герое. Он провел его
через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и
показал, что отступление от Долга и Чести не принесет никогда успеха и
счастья.
III. Домашнее
задание: 1.домашнее сочинение на тему «Разговор с Троекуровым», «Разговор с
Владимиром Дубровским».
2.
Из текста романа «Дубровский» выписать слова, не
употребляющиеся в современном русском
языке.(домашнее задание делается на выбор, по желанию учащегося)
Приложение к уроку.
1.
Описание тренинговых упражнений:
Тренинг «Театр»
Учащиеся садятся в удобные позы.
Учитель: Эмоциональное
напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением.
Представьте себе лицо человека в конфликтной ситуации. Его скулы
напряжены, зубы стиснуты, между бровями пролегли вертикальные
складки. Как мы можем ожидать от него гибкого поведения, если он закован
в жесткий каркас напряженных мышц? Человек - существо целостное. Эмоциональное
напряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому через
расслабление мышц можно добиться снижения эмоциональной напряженности в конфликте.
Далее
на фоне музыки следуют формулы для релаксации. Когда группа погружается в расслабленное, комфортное состояние, учитель говорит
следующий текст:
-Представьте перед вашим внутренним взором расшитый
узорами тяжелый, театральный занавес. Он медленно раздвигается.. Вы увидите
пьесу о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу
из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голоса...
О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Если она вам не нра вится,
вы можете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни; Вы
- режиссер. Вы - ее главный герой... Перенесите сцену на экран телевизора.
Представьте ее в черно-белом изображении... Теперь - в цветном изображении. Выключите
звук. Теперь участники пьесы в полном безмолвии жестикулируют. Понаблюдайте
за их позами, движениями.
Замедлите их темп... Теперь увеличьте до
максимума. Попробуйте приблизить их лица и рассмотреть их крупным
планом. Через некоторое время вы включаете
звук и слышите слова главного героя - себя. О чем вы говорите? Ваше поле внутреннего
зрения задвигается тяжелым театральным занавесом. Экран тускнеет. Некоторое
время на нем остается светящаяся точка. Затем исчезает и она. - Что
помогало, что мешало выполнению упражнения?
- Что вы чувствуете?
( Упражнение помогает обратить внимание на
то, как изменяется эмоциональное состояние после упражнения, как изменяется
отношение к реальному конфликту, человеку- стрессору.)
Тренинг
«Ассоциации»
Учащиеся
садятся в круг, в руках учителя
мяч.
Учитель: В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово,
у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфликте. Давайте,
исследуем, как конфликт отражается
на внутреннем состоянии человека.
Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?
После первого ряда произвольных ассоциаций
можно провести модификации тренинга.
--Если конфликт
- это музыка, то какая?
-Если
конфликт - это погода, то
какая?
-Если конфликт - это
животное, то какое?
-Если конфликт - это человек, то какой? И т.
п.
Далее учитель просит учащихся встать и с закрытыми глазами подержать перед
собой то, что в их представлении является «конфликтом»
(образом конфликта), |прислушаться к своим чувствам и сделать с
этим образом то, что хочется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий