А.С. Пушкин "Дубровский". Основной конфликт произведения. Образ Владимира Дубровского"


А. С. Пушкин. «Дубровский».  Основной  конфликт   произведения. Образ           Владимира  Дубровского.
Цели:
Образовательная: познакомить с понятием  «конфликт», « внутренний конфликт», показать  внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, продолжить  анализ  характера  литературного персонажа.
Развивающая:  Совершенствовать формирование  системы представлений, ценностных  ориентаций, обеспечивающих  учащихся возможностью жить  в качестве  полноправного  члена  общества, развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание нравственных качеств, направленных на достижение высоких жизненных целей.
Метод: коллективная  работа учителя с классом, тренинг.
                                             Ход   урока:
I. Оформление  тетради.
                                          Хоть выйди ты не в белый свет,
                                          А в поле за околицей,
                                          Пока идёшь за кем – то вслед,
                                          Дорога не запомнится.
                                          Зато, куда б ты ни попал
                                         И по какой распутице,
                                        Дорога та, что сам искал,
                                        Вовек не позабудется.
                                                                Н. Рыленков
План:
1.    Анализ сцены, дающей движение сюжету.
2.    Словарная  работа.
3.    Тренинг «Театр», «Ассоциации».
4.    Основной конфликт произведения.
·       Словарная  работа:
Конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими  группами.
Конфликт – не прихоть и не признак плохого  воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения.
Внутренний конфликт-борьба между чувством и долгом - важный способ раскрыть сложность, противоречивость человече­ского характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

I. Вступительная беседа.
- Как вы думаете, правдиво ли, жизнеподобно изображает Пушкин события в романе «Дубровский»?
- В чем же проявляется эта правдивость, реалистичность?
- Какие характеры мы можем назвать реалистическими?                                            Сегодня мы сосредоточим  внимание на главном герое романа. Кого вы считаете главным героем? Почему?
-  Какое событие  в романе  даёт движение сюжету? ( эпизод на псарне Троекурова)
- Что происходит  между Дубровским и Троекуровым? ( они вступают в конфликтные отношения друг с другом)
- Что же такое «конфликт»? Как вы понимаете это понятие?
·       Немецкий  филолог, языковед Вильгельм Гумбольдт отметил, что для человека нет ничего более интересного, чем люди. Мы ежедневно общаемся с людьми, взаимодействуем с ними и пытаемся сделать выводы о поведении окружающих. Человек до сих пор остаётся самой сложной и неопознанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа – потёмки» ещё долго останется актуальной. Мы разные, и при  несовместимости характеров наступает конфликт. Так что же такое «конфликт»? Научное определение конфликта: конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими  группами.
Конфликт – не прихоть и не признак плохого  воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения. Конфликт возник потому, что в твоих отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть, - противоречие. Возможно, вы оба претендуете на роль лидера в группе или внимание и дружбу одного человека. Или ваши взгляды на то, как нужно поступить в конкретной ситуации, оказались диаметрально различными.
- Ребята, сейчас мы попытаемся с вами  поработать с конфликтом. Лучше, если мы будем работать с конфликтом, актуальным для нас. Выбираем вариант:
- это конфликт с родителями;
- это конфликт с учителем;
- это конфликт со сверстником.
Для  этого мы проведём тренинг «Театр». (см. приложение)
- От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. Однако это трудно. Нужно думать, объективно оценивать свои и чужие поступки, искать первопричину… А как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные эмоции?
- Какой вид конфликта мы определим между Дубровским и Троекуровым? (Конфликт между двумя людьми).
- Была ли возможность  разрешить этот конфликт?
- Ребята, сейчас мы с вами проведём тренинг «Ассоциации» (см. приложение), дающий возможность предотвращать конфликтную ситуацию, не давать возможности разгораться негативным эмоциям.
Вопрос к участникам  тренинга:
-Для чего мы делали этот тренинг?
-Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом «конфликт». Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо прислушаться к своему эмоциональному состоянию и дать своим чувствам остыть, поразмышлять о причинах конфликта.
- Вернёмся  к действующим лицам романа А.С.Пушкина.
- Что  происходит очень важное в  эпизоде ссоры двух господ  с Влади­миром Дубровским. (Он становится разбойником.)
- Вспомните, что мы говорили на прошлых уроках о дворян­ской чести, об отношении Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский - истинный дворянин? (Можем, он защищает честь своего рода)
- Что же заставило Владимира - родовитого дворянина - стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца.)
- Давайте разберемся: месть - это благородное чувство? Как мы определяли это раньше? (Месть - это зло.)
- Зло и благородство совместимы? (нет)
- Понял ли Дубровский, что благородному дворянину не к
лицу разбойничество, злобная месть?
- Кто помог Владимиру это понять? (Маша.)
- Как Маша дала понять, каким должен быть истинный дворя­нин? (Она не пошла с Дубровским ,когда вышла замуж за князя,  осталась с мужем, верна долгу.)
Значит, пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял раз­бойничью шайку, он был в разладе с самим собой - конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову - даже не столько ему, - сколько многим дру­гим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дуб­ровского.
(Рассмотрение понятия  «внутренний конфликт») (см. «Словарная работа»)
П. Анализ  литературного  персонажа.
Учитель: Давайте внимательно рассмотрим характер Влади­мира Дубровского.
- Что мы знаем о его детстве и юности?
- Автор показывает его в детстве и юности или рассказывает об этом?
- Зачем же об этом рассказывать, ведь это остается за рамка­ми романа? (В детстве и юности формируется характер, закла­дываются его основные черты.)
- Какой же характер сформировался у Владимира Дубровско­го? Что повлияло на него, каким он предстает перед нами ?
- Развивается ли его характер дальше в романе или остается неизменным? (Развивается, возникают внутренние противоречия).
- Что придется преодолеть Владимиру в своем характере, чтобы остаться достойным дворянином?
- А чего ему, по-вашему, не надо преодолевать, какие качест­ва Владимира вам нравятся?
- Он их проявляет в поступках, в действиях, или автор об этом рассказывает?
- Дает ли автор портрет Владимира Дубровского? Это портрет какого Дубровского? Почему Пушкин дает портрет Дубровского-разбойника, а не молодого человека, приехавшего из Петербурга?
Прочтите описание портрета Дубровского. (Учащиеся чита­ют отрывок из текста).
- Посмотрите внимательно, дает ли этот портрет индивиду­альное представление о характере Дубровского или это описание — ирония автора?
- Почему Пушкин не придает особого значения описанию внешности героя? (Конфликт внутренний, поэтому важны мысли и поступки героя, а не его внешность).
- Какие еще средства характеристики литературного героя  вы знаете?
Найдите в тексте слова, выражающие оценку героя другими персонажами.
- Дает ли сам автор оценку своему герою? Найдите автор­скую оценку в тексте.
Итак, делаем вывод: в образе Владимира Дубровского Пуш­кин воплотил свое представление об истинном дворянине - поло­жительном герое. Он провел его через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показал, что от­ступление от Долга и Чести не принесет никогда успеха и счастья.
III. Домашнее задание: 1.домашнее сочинение на тему «Разговор с Троекуровым», «Разговор с Владимиром Дубровским».
2.                               Из текста романа «Дубровский» выписать слова, не употребляющиеся  в современном русском языке.(домашнее задание делается на выбор, по желанию учащегося)










                                         Приложение  к уроку.
1.          Описание  тренинговых упражнений:
Тренинг  «Театр»
Учащиеся садятся  в удобные позы.
Учитель: Эмоциональное напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением. Представьте себе лицо человека в конфликтной ситуации. Его скулы напряжены, зубы стиснуты, между бровями пролегли вертикальные складки. Как мы можем ожидать от него гибкого поведения, если он закован в жесткий каркас напряженных мышц? Человек - существо целостное. Эмоциональное напряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому через расслабление мышц можно добиться снижения эмоциональной напряженности  в конфликте.
Далее на фоне музыки следуют формулы для релаксации. Когда группа  погружается в расслабленное, комфортное состояние, учитель говорит следующий текст:
-Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый, театральный занавес. Он медленно раздвигается.. Вы увидите пьесу о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голоса... О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Если она вам не нра вится, вы можете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни; Вы - режиссер. Вы - ее главный герой... Перенесите сцену на экран телевизора. Представьте ее в черно-белом изображении... Теперь - в цветном изображении. Выключите звук. Теперь участники пьесы в полном безмолвии жестикулируют. Понаблюдайте за их позами, движениями.
Замедлите их темп... Теперь увеличьте до максимума. Попробуйте приблизить их лица и рассмотреть их крупным планом. Через некоторое время  вы включаете звук и слышите слова главного героя - себя. О чем вы говорите? Ваше поле внутреннего зрения задвигается тяжелым театральным занавесом. Экран тускнеет. Некоторое время на нем остается светящаяся точка. Затем исчезает и она.                        - Что помогало, что мешало выполнению упражнения?
                                                    - Что вы чувствуете?
( Упражнение помогает обратить внимание на то, как изменяется эмоциональное состояние после упражнения, как изменяется отношение к реальному конфликту, человеку- стрессору.)
Тренинг «Ассоциации»
Учащиеся  садятся  в круг, в руках учителя мяч.
Учитель: В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфликте. Давайте,  исследуем, как конфликт отражается на  внутреннем состоянии человека. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?
После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести модификации тренинга.                                                                                                                                         --Если конфликт - это музыка, то какая?                                                                                         -Если конфликт - это погода, то какая?                                                                                     -Если конфликт - это животное, то какое?                                                                              -Если конфликт - это человек, то какой? И т. п.
Далее учитель  просит учащихся  встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), |прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется.




Комментариев нет:

Отправить комментарий